rucluster (rucluster) wrote,
rucluster
rucluster

Category:

Словенский автомобильный кластер, ACS (САК). Немного об истории создания ОПАК.

Словенский автомобильный кластер, или ACS, представляет собой профессиональное объедине­ние словенских поставщиков автомобильных компонентов, которое уже на протяжении десяти лет вкладывает всю свою энергию в рост и развитие своих членов. За прошедший период именно за счет разработок и интенсивных инвестиций в технологии нам удалось вырасти из небольшой группы не связанных между собой институтов в тесную сеть партнеров по развитию большинства глобальных производств. В настоящее время ACS объединяет 63 предприятия и научно-исследовательские организации, штат которых составляет более 20.300 человек. Оборот участников составляет 3,2 млрд евро, при этом 80 процентов приходится на экспорт. В совокупности с производителями автомобилей в Словении это составляет 21 процент всего словенского экспорта и 10 процентов ВВП.

Налаживание связей, как вертикальных, так и горизонтальных, всегда было неотъемлемым элементом нашей политики развития. Мы уверены в том, что активное взаимодействие представляет собой бес­проигрышный вариант для всех его участников. Это самая прямая дорога к цели. Поэтому мы ведем ин­тенсивное сотрудничество с вузами и научными институтами и состоим в таких объединениях, как «CLEPE» (Европейская ассоциация автопоставщиков), «ERTRAC» (Европейский консультативный совет по исследованиям в области автодорожного транспорта), а также являемся важными участниками проектов международного разделения труда в авто- проме («NEAC», «ТСAS», «AUTO-IN», «AUTONET», «ELMO», «S-LIFE» и т.д.).

Через консультативные комитеты в Еврокомиссии мы оказываем влияние на промышленную политику в секторе автопрома, осуществляем проекты развития сети предприятий и вспомогательных институтов в Юго-Восточной Европе и Самарской области в России. Наша открытость, напористость и прежде всего эффективная постановка задач и их достижение - вот то, что делает нас узнаваемыми и за пределами Словении. За свою успешную деятельность руководство кластера было удостоено премии Европейской Комиссии, Генерального директората по промышленности и предпринимательству - «Europe Innova Cluster Manager of the year 2006».

Особый акцент мы делаем на интенсификации работы над инновационными и исследовательскими инвестиционными проектами, которые преследуют цель развития навыков ведения прикладных ис­следований словенскими поставщиками. Практически на каждом предприятии имеется собственный сектор разработок, 15 предприятий имеет статус партнера по развитию, или системного поставщика продукции для автопрома 1-го уровня. Много внимания уделяется нами подготовке кадров, повышению их квалификации: у нас есть собственный учебный центр, где специалисты обучаются ведению проектов, есть школа качества, разработки новой продукции и постоянного совершенствования, весьма интенсивно протекает сотрудничество с академической сферой, которая активно включена в процесс под­готовки кадров. Роль ее особенно велика, когда имеют место научно- исследовательские проекты.

За последние годы, помимо развития и разграничения индивидуальных и групповых компетенций, обрела размах и стратегия предоставления покупателю инновационных решений, разработанных для производителей автомобилей и их системных поставщиков в темном сотрудничестве с ними, с привлечением отечественных и зарубежных институтов, работающих в следующих сферах:

энергетика и экология (энергосбережение, снижение выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, а также твердых частиц) безопасность и комфорт (вентиляция и климатизация салона, механотронные системы для обеспечения активной и пассивной безопасности), подсистемы, узлы и технологии (снижение массы, надежность, безопасность продукции и технологии для здоровья людей, экологичность).

Словенская автомобильная промышленность представляет собой жизненно важную часть глобального контекста развития высоких технологий и инновативности. Следует упомянуть и о том, что отрасль в целом в настоящее время переживает переломный момент, оказавшись перед лицом новых вызовов, обусловленных требованиями по экологии, безопасности, надежности, а также совершенствования материалов и технологий. Главный же из них - как создать такой автомобиль, чтобы он имел приемлемую цену, обладал большим комфортом и более широкими возможностями и при этом был экологически чистым.

И здесь у словенского автопрома имеется ответ. Нужно тщательно проработанное производство, высокая производительность, качество, эффективная цена, тесная связь с государственными научными организациями и учет глобального опыта, и тогда можно с оставаться равноправным партнером самых крупных поставщиков в этой важной отрасли экономики. Многочисленные инновации, ставшие в словен­ком автопроме повседневной практикой, основаны на тесной связи с университетами, что обеспечивает словенской автомобильной промышленности лидирующую роль в производстве автокомплектующих.



Членами нашего кластера являются поставщики автокомплектующих, узлов и систем для автомобилестроения, а так же сервисные виды деятельности в области производства легкового автотранспорта, коммунального парка и спецавтотранспорта. Среди членов нашего объединения хотелось бы отметить (в алфавитном порядке): «Hella Saturnus», «Hidra», «Iskra Avtoelektrika», «Kolektor», «ТВР TPV», «Unior» и, конечно же, «Cimos» из г. Копер, являющийся одним из производителей ком­понентов тормозных систем, коробок передач и прочих механических узлов.

Сотрудничество с российским автопромом относится к числу ключевых приоритетов хозяйственной политики ACS в области интернационализации. Уже в 2003 году был подписан Меморандум у сотрудничестве с Российской национальной ассоциацией производителей автокомпонентов (NAPAK), в 2008 году был подписан также Меморандум о сотрудничестве с КАМАЗом, самым крупным производителем в РФ, выпускающим автотранспортные средства, а затем мы подписали с Самарской администрацией Меморандум о сотрудничестве в области поддержки развитию автомобильного кластера, действующего в Самарской области. Самым выраженным результатом нашей деятельности является то, что к словенским предприятиям, на протяжении многих лет присутствующим на российском рынке, таким как «Helios», «Iskra Avtoelektrika» и «Riko» присоединились компании «CIMOS» и «TPV», и были приняты к реализации еще 5 проектов инвестиционного развития. В этом подходе можно выделить два уровня: стратегический, где нам удалось при помощи проекта «UNIDO» обеспечить перспективное присутствие словенских поставщиков на российском рынке и - на оперативном уровне - поддерживая статус системных поставщиков и SMP на российском рынке. Подход и реализация проектов прошли на оптимальном уровне, а значит, этот опыт надо переносить и в другие российские регионы. В рамках программы «UNIDO» был учрежден Автомобильный кластер Самарской области, нам удалось повысить конкурентоспособность предприятий региона за счет пилотного внедрения систем бережливого производства на тридцать одном предприятии, и впредь мы намерены провести подготовку предприятий к сотрудничеству с глобальным автопромом. Еще одним результатом этого проекта явилось создание Делового клуба в городе Тольятти, где сотрудничество между Словенией и Самарской областью уже распространяется и на другие, более широкие сферы.

Журнал "Добро пожаловать в Словению", лето 2012.
Tags: acs, unido, Словения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments