Свято место пусто не бывает.

С каждым годом на отечественном рынке появляется все больше иностранных производителей автотранспортных средств. Тем не менее объем выпуска автокомпонентов, изготавливаемых в России, остается минимальным, а проблема производства высококачественных комплектующих изделий для российской автомобильной промышленности по-прежнему остается одной из самых острых.

Обратная сторона

В последнее время АВТОВАЗ, объединившись в концерн с Renault-Nissan, для повышения спроса на свою продукцию стал предъявлять более жесткие требования к качеству автокомпонентов. В дальнейшем при выборе поставщиков для производства новых моделей концерна АВТОВАЗ-Renault-Nissan предпочтение будет отдавать тем компаниям, которые могут локализовать производство на территории особой экономической зоны. Кроме того, вступив в ВТО, Россия снизит таможенные пошлины на европейские и американские комплектующие для сборки автомобилей в России.

Все вышеперечисленное будет способствовать повышению качества автомобилей, собираемых в России, но есть и другая сторона медали. Предприятия Самарской области, большинство которых расположено на территории Тольятти, заточены под производство автокомпонентов исключительно для АВТОВАЗа. И без модернизации своих производств они не только не смогут быть конкурентоспособными, но и потеряют основного своего заказчика. Вместо них придут иностранцы и лишат местных производителей заказов. Последние в свою очередь будут вынуждены свернуть свои производства, уволить людей и испортить об-ластную и тольяттинскую отчетность по развитию предприятий малого и среднего бизнеса.

Нужна модернизация…

Ответ на вопрос, что делать, искали на рабочем заседании представитель министерства экономического развития Самарской области Сергей КОРНИЛОВ, руководитель финансового департамента мэрии Тольятти Денис ЖИДКОВ, инициатором встречи выступил Алексей КОРМУШКИН, руководитель НП «Объединение производителей автокомпонентов Самарской области». Представители автокомпонентной отрасли рассказали о своих проблемах и пытались вместе с чиновниками найти доступные инструменты поддержки.

Сергей Корнилов:

- Во всех развитых странах мира практически не встретишь производителя автокомпонентов, производство которого заточено под одну компанию. Мировая тенденция сводится к тому, что предприятия, производящие автокомпоненты, ориентируют свою продукцию не только для автомобильной отрасли, но и на другие секторы экономики. Наша задача - определить, чем региональная и муниципальная власть может помочь бизнесу и найти возможности для выхода отрасли в другие регионы.

Во всем мире существуют серьезные инструменты поддержки для автопоставщиков на уровне государства. Программ для поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе работающего в инновационном секторе, много и у нас, но достаточно часто руководители предприятий ими не пользуются. Причин здесь несколько: и то, что власть от бизнеса отдалилась, и что сами предприниматели часто не могут разобраться в хитросплетениях закона, а посему не участвуют в конкурсах, выделяющих бюджетные средства. Согласно стратегии развития Самарской области до 2030 года автокомпонентная отрасль должна быть модернизирована и не замыкаться только на АВТОВАЗе. Поэтому, по мнению Сергея Корнилова, нужно определить, какие из производств есть у нас, что нужно другим сборщикам авто и как сделать так, чтобы заказ формировался в Тольятти. Но поскольку автомобильные кластеры сформированы во многих регионах, на уровне областей идет поддержка местных кластеров, и, чтобы поставлять свою продукцию в них, автокомпонентщики Самарской области должны делать ее лучше и дешевле

И «длинные» деньги

лучше и дешевле можно производить продукцию, однако, только после модернизации производства. Нужно делать анализ конкурентных преимуществ иностранных поставщиков, выбирать новые технологии и определяться, за счет каких инструментов поддержки их можно осваивать.

Сергей КОНОВ, директор ЗАО «Управление малой механизации»:

- На рынке банковских услуг отсутствуют длинные деньги, особенно для предпринимателей. И не секрет, что современные технологии, за которые все ратуют и которых ждут в России, весьма дорогие: например, один маломальский современный станок стоит от 100 тыс. евро, технологии уровнем повыше - 300-500 тыс. евро, и это даже не полностью закрытый цикл. Нужны очень серьезные вливания. Многие европейские страны помогают своим производителям, давая деньги банкам, промышленники в свою очередь получают кредиты под ноль процентов на закупку новой техники. Я не строю иллюзий на этот счет, но реальное снижение процентной ставки должно быть. Это отразится на конкурентоспособности, если мы будем делать дешевые и качественные детали, то их продать можно хоть в Европу, хоть в Китай.

Дмитрий ЖАРИНОВ, директор «ЭкспоТольятти», экс-руководитель управления внешнеэкономической деятельности мэрии:

- За последние два года в Тольятти по программе поддержки МСП было роздано порядка 300 млн рублей. Куда они были отданы? Было предложение от Тольятти раздать их в качестве кредитов под низкий процент, однако область сказала: нет, так их никто не увидит, давайте раздадим по парикмахерам. В результате парикмахерам помогли, а автокомпонентщикам нет.

Позиция членов концерна АВТОВАЗ-Renault-Nissan, что и на новый завод HONDA, который может появиться на территории ОЭЗ, поставлять автокомпоненты должны поставщики первой очереди - это производители с громкими мировыми именами, в состав которых, к сожалению, не входит ни одно предприятие Самарского региона. Нужно признать серьезную недоработку областной власти, которая не вовлекла Renault ни в социальные, ни в экономические, ни в организационные структуры, существующие в Самаре и Тольятти. На него не могут оказывать влияние ни региональные, ни муниципальные власти. Это нужно признать.

Процесс Пошел?

Что ж встреча получилась плодотворной и эмоциональной, и, хоть она не решила многих проблем, собравшиеся производители автокомпонентов отметили, раз диалог с властью состоялся, значит, процесс пошел. Итогом встречи стало обращение от НП «Объединение производителей автокомпонентов Самарской области», направленное в министерство экономического развития Самарской области, в котором говорится о необходимости разработки специальных мер по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса автокомпонентной отрасли, направленных на замену устаревшего парка производственного оборудования, включая программу по выделению адресных субсидий; расстановку правильных приоритетов в поддержку предприятий (не менее 60% добавленной стоимости в автомобилях российской сборки должно быть российского производства); разработку программ по предоставлению льготного налогообложения, предоставления кредитных ресурсов на длительный период, компенсации затрат на проведение сертификации на соответствие международных стандартов ISO; поддержку по созданию научно-исследовательских центров и центров коллективного пользования по разработке и испытаниям автомобильных компонентов с целью увеличения доли собственных разработок автомобильных компонентов.

Если же всего этого не будет сделано в ближайшее время, российские производители автокомпонентов останутся не у дел. А свято место, как известно, пусто не бывает…


Автор: Ольга Баркалова. Первоисточник: Газета Навигатор №3 (228), 31 января 2012 года.

Визит сотрудников МЭРИТ Самарской области на предприятия объединения.

24 января 2012г., по инициативе НП «Объединение производителей автомобильных компонентов Самарской области» и поддержке мэрии Тольятти наш город посетил руководитель управления развития межотраслевых комплексов министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Сергей Корнилов.

В первой половине дня Сергей Корнилов, сотрудники НП «ОПАК» и мэрии Тольятти посетили действующие предприятия по производству автомобильных компонентов: ООО «ФармПласт», ЗАО «УММ» и ООО «Текникал Консалтинг», где руководство предприятий показали гостям свои производственные мощности и рассказали о перспективах своего развития, а также о проблемах, с которыми сталкиваются предприятия.

13.30 в конференц-зале Тольяттинского Бизнес-инкубатора прошло рабочее совещание по вопросу «Меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса автокомпонентной отрасли». Целью рабочего совещания было обсуждение наиболее значимых проблем малых и средних предприятий, определение эффективных механизмов их поддержки и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности производителей автомобильных компонентов. В рабочем совещании приняли участие руководители предприятий - производителей автокомпонентов, представители ОАО «АВТОВАЗ», Тольяттинской Академии Управления, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области, мэрии городского округа Тольятти, представители средств массовой информации.

Пожалуй, главным отличием данного мероприятия от подобных стал прямой диалог между руководителями предприятий производителей автокомпонентов с руководством области и мэрии городского округа Тольятти и возможность получить ответы на волнующие их вопросы, непосредственно от тех, кто отвечает за развитие отрасли в регионе. От мэрии городского округа Тольятти в диалоге принимал участие Денис Жидков, руководитель департамента экономического развития.

По итогам совещания было принято решение направить коллективное обращение в МЭРИТ и мэрию Тольятти о поддержке предприятий производителей автокомпонентов Самарской области и впредь проводить подобные совещания на регулярной основе. Руководители МЭРИТ и мэрии, в свою очередь, выразили готовность принять во внимание высказанные предложения в своей дальнейшей работе.

Репортаж с совещания:  http://www.youtube.com/watch?v=zjdiF6SuNQ4

О нас

В рамках проекта Организации Объединенных Наций по Промышленному Развитию (ЮНИДО), осуществляемого на территории Самарской области, инициативной группой предприятий и институтов 4 марта 2011 года было учреждено Некоммерческое Партнерство «Объединение производителей автомобильных компонентов Самарской области».

В настоящий момент членами партнерства являются 14 предприятий и 3 института.

Основная цель создания Объединения - объединить компании - производителей автокомпонентов и институты поддержки, выступать на региональных и международных рынках в качестве единого бренда.

Это позволит защищать интересы компаний производителей автокомпонентов перед государственными органами,участвовать в государственных конкурсах на субсидирование и софинансирование мероприятий по поддержке предприятий Объединения, способствовать предоставлению и распространению информации между членами Объединения, участвовать в региональных и международных тендерах, группировать систему закупок (оборудования, сырья, оснастки и т.д.) и продаж, осуществлять совместные проекты в области управления качеством, создания центров совместного пользования, таких как измерительно-испытательные лаборатории, центры термообработки и т.п.

Наша миссия:

1. На уровне Объединения:
- повышение конкурентоспособности своих членов путем максимального использования эффекта синергии и взаимных компетенций

2. На уровне Самарской области:

- повышение благосостояния и улучшение качества жизни жителей Самарской области

3. На уровне РФ:

- повышение доли автокомпонентов российского производства на мировом рынке и развитие стратегических отраслей промышленности.

Наш сайт - http://rucluster.com/